Мехатроника и мобильная робототехника: что нужно знать школьнику и абитуриенту о науках будущего
Роботизированная техника активно используется для обеспечения автоматизации производственных процессов. Владельцы загородных домов наслаждаются современными автоматическими системами "умный дом", домохозяйки — роботами-пылесосами, а службы доставки товаров — летающими беспилотниками. Развитие робототехники стремится к тому, чтобы устройства не только выполняли свои функции без участия человека, но и не требовали обслуживания. Насколько быстро такие технологии появятся в вашем доме, будет зависеть от стараний инженеров-мехатроников.
Исследования в мехатронике начались еще в 50-х годах прошлого столетия. А в 1970 году ученые разработали первые микропроцессорные системы. Чтобы они были управляемыми и автоматизированными, последние 20 лет в науке стали применять программируемые устройства. ЭВМ приводят в движение механические части рабочих узлов техники.
Так, произошло объединение знаний точной механики и компьютерных технологий в новую сферу под названием мехатроника. Новая наука открыла перспективы для развития робототехники, основные направления которой – автоматизация механизмов и программирование устройств.
Чтобы научиться конструировать сложные устройства и обеспечивать их функциональность, следует иметь глубокие знания по таким предметам:
Первые знания по мехатронике дети получают еще в школе. На уроках физики учитель знакомит школьников с принципами строения и функционирования механизмов из шестеренок. Рассказывает как рассчитать параметры пары шестерен, скорость их вращения и ускорения.
Если вашему ребенку нравится осваивать механические модели, рекомендуем записать его на курсы конструирования роботов. Практические навыки, которые ученики получают в школе или во время выполнения самостоятельной работы, позволят им без ошибок разрабатывать функциональные конструкции.
Мехатроника требует от студента углубленных знаний физических свойств материалов. Он должен уметь рассчитывать такие физические показатели, как скорость, мощность и размер механических компонентов. Также нужны навыки создания электрических схем устройств, к которым разрабатывается программное обеспечение. Совокупность этих знаний и умений дает положительный результат.
Школа RCODE помогает будущим студентам технических университетов получить навыки конструирования роботов и механических конструкций. Наши выпускники имеют хорошую подготовку по программе создания роботизированных платформ, что упрощает обучение в ВУЗе.
Направление в конструировании роботов: 3D-моделирование
Робототехнические компании Tesla и Boston Dynamics моделируют свои конструкции в 3D формате с помощью программ SolidWorks и Comsol. Поэтому будущие инженеры встраиваемых систем должны уметь не только конструировать роботов, но и выполнять их моделирование в 3D пространстве.
Кем может работать специалист со знанием мехатроники и робототехники?
Создание роботизированной платформы – колоссальная работа команды инженеров в сфере мехатроники. Чтобы прибор поднимался в воздух и летал на большие дистанции, разработчики проводят не один десяток тестов материалов и элементов конструкции. Программное обеспечение, правильная форма и расположение пропеллеров обеспечивают стабилизацию положения устройства в полете и получение качественного изображения. Поэтому компании, которые производят летающие беспилотники, готовы брать в команду инженеров со знанием мехатроники и робототехники.
С 2018 года растет интерес абитуриентов к изучению мехатроники и робототехники. Какие учебные заведения готовят специалистов данного направления? Какой уровень знаний нужен для изучения компьютерной инженерии? Эти вопросы часто задают студенты на открытых уроках школы.
Школа RCODE помогает школьникам и абитуриентам разобраться в том, что такое мехатроника и мобильная робототехника. В процессе обучения дети также понимают, какие перспективы в профессии для них открывают новые знания.
Основная задача мехатроники – управление механическими устройствами. Первый инженерный прибор, который удалось создать ученым, – сервомотор. Его главное отличие от обычного мотора – в способе вращения. Электро-механическое устройство поворачивает прикреплённый к нему элемент на определенный угол, который устанавливается с помощью микросхемы. Его работа программируется компьютером. Такие разработки помогли компаниям создать манипуляторы для безопасной работы с вредными веществами, роботизированную руку для воспроизведения функций человеческой кисти.
Человека окружает много устройств, созданных благодаря мехатронике. Например, дисководы, выдвижные камеры, вибромоторы в смартфоне, механизмы выдачи и приема денег.
Преподаватель школы Rcode
Особенности подготовки учащихся в школах
- основы механики;
- электроника;
- алгоритмизация.
Конструирование роботов – задача команды инженеров, которые проводят тестирование готовых моделей и делают их автоматизированными. Например, для создания летающего беспилотника нужны такие расчеты:
- размеры корпуса и пропеллеров;
- количество моторов;
- вес прибора;
- мощность электрической схемы;
- распределение масс;
- скорость вращения пропеллеров: для взлета, режима полета и посадки.
Программное обеспечение тестирует производительность моделей по таким параметрам, как прочность системы, надежность, скорость и прочее. Затем выполняется процесс изготовления механизма и проверка его функционирования в реальных условиях. Так, компания Boston Dynamics представила свои разработки на основании достижений мехатроники. Это роботизированные платформы:
→ робопес Spot ;
→ складской робот Pick;
→ гуманоидный Atlas.
Благодаря сложной конструкции робот Atlas может открывать двери, мыть посуду, танцевать, выполнять гимнастические упражнения, такие как прыжки, сальто назад и вперед.
На мировой рынок выходят разработки новой продукции крупных китайских компаний DJI и Xiaomi, которые создают специалисты со знаниями мехатроники и робототехники. Базовые навыки инженерных и технических дисциплин помогают им создавать автоматизированные конструкции и прототипы. Разработкой "умных" роботов занимаются такие специалисты:
- инженер-конструктор;
- инженер-мехатроник;
- инженер-электронщик;
- инженер встраиваемых систем;
- программист электронного оборудования.
Знаете ли вы, что квадрокоптер от компании DJI Mavick Pro — лучшее инженерное устройство из области мехатроники? Потребители готовы заплатить за него две тысячи долларов! Другие производители квадрокоптеров предлагают свою продукцию гораздо дешевле, но с такой техникой возникают проблемы. Чтобы избежать этого, в процессе производства необходимо уделять основное внимание конструкции устройства, его стабилизации, расчету параметров мотора и пропеллера. Совокупность именно этих параметров отвечает за подъем квадрокоптера в воздух
На рынке вакансий существует дефицит кадров инженерных специализаций, что снижает темпы развития компаний и внедрения новых технологий. Поэтому велика вероятность, что инженер со знанием мехатроники и робототехники найдет работу в перспективной компании. Такой специалист может претендовать на высокую заработную плату и комфортные условия работы.
Инженеры встраиваемых систем, конструкторы и электронщики точно не останутся без работы. Мировые компании-гиганты готовы предложить им интересные проекты и сделать частью сильной команды разработчиков роботизированных механизмов. Кандидат на должность в такой компании должен:
- паять электронные схемы;
- знать языки программирования С/С++, Assembler, Python;
- выполнять моделирование в программах SolidWorks, Compass, Comsol;
- работать с цифровыми вычислительными устройствами (ЧПУ) разных видов.
Куда пойти учиться мехатронике и робототехнике?
Внедрение автоматизированных технологий в производственные процессы повышает спрос на инженерные специальности. Поэтому мехатроника является перспективным направлением, где ваш ребенок может проявить себя. Начальные знания получают как дети, так и взрослые в специализированных школах с направлениями мехатроника и робототехника.
На курсах преподают базовые дисциплины по робототехнике:
- электроника;
- конструирование электронных схем;
- программирование;
- 3D моделирование.
Знание базовых законов электроники позволяет создавать электрические схемы, для которых разрабатывается программное обеспечение. Затем выполняется 3D-моделирование и конструирование механических систем.
Понимание принципов функционирования простых механизмов становится основой для перехода к конструированию сложных систем. Использование программируемых устройств помогает выполнять контроль их работоспособности. Хорошие результаты дает самостоятельная практическая подготовка.
В школе RCODE обучение проводится в офлайн режиме. Она имеет необходимую материально-техническую базу для проведения исследований и конструирования роботизированных механизмов. Программирование облегчает изучение данной сферы. Желающие могут посещать дополнительные курсы, которые проводятся один раз в неделю. Длительность занятий – 120 минут.